Новизна и значимость
Сегодня много говорят и пишут о необходимости возрождения народной культуры, о важности воспитания детей в духе национальных традиций. Но для того, чтобы понятие «народная культура» стало частью нашей повседневной жизни, необходимо совершить большую и трудную работу по восстановлению традиций. Эту работу необходимо начинать с детства. Святой Дмитрий Ростовский учил: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, -доброе или худое, святое или грешное, ангела или бога, то и делается на ней…». Детство-то время, когда возможно и должно заложить основы возрождения духовности нации, воспитать настоящую личность.
Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Тамара Яковлевна Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью? В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед педагогами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, танцевать и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества.
Весь быт русского человека был пронизан творением красоты и с помощью дела и, что очень важно с помощью слова. Одно без другого не существовало. Когда-то и обучение мастерству проходило в атмосфере магии слова и дела. Ребенок жил в мире живого художественного слова, фольклорных образов, под их влиянием учился создавать красивые и полезные вещи. Чтобы обучить ребенка мастерству, нужно разбудить его генетическую память, нужно погрузить его в мир художественных образов, этических и эстетических представлений, создававшихся народом в течение долгого времени. Народные знания, фольклор и народное искусство лишь условно могут рассматриваться раздельно. В контексте традиционной жизнедеятельности этноса, в общем массиве его культуры эти три области составляют трудно различимое целое.
Основным средством приобщения дошкольников к истокам народной культуры является фольклор.
Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, переводится, как «народная мудрость». Для детей это колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказки, народные игры входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку.
Все их отличает ритмичность, а их содержание — это целый урок «урок-наставление» ребенку: коза бодает тех, кто молоко не пьет, а каша достается всем пальчикам, кроме мизинца, который «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».
Знакомство дошкольников с фольклором осуществляю на музыкальных занятиях, досугах, в процессе народных праздников. Все это вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает страх, беспокойство, то есть, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Любую задачу дошкольного воспитания невозможно успешно решить без тесного взаимодействия с родителями. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Поэтому у меня возникла идея — создать клуб «Семейный очаг», чтобы приобщить не только детей, но и их родителей к истокам народной культуры. Использование такой формы работы как семейный клуб можно рассматривать как инновацию для дошкольного учреждения. Такая форма взаимодействие с детьми и родителями в рамках клуба соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и другим нормативным актам. В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения на самом высоком уровне. Семейный клуб позволяет решать задачу воспитания не только детей, но и их родителей (законных представителей),
В ходе работы клуба знакомим с народными праздниками, традициями и народными играми, развиваем нравственные качества личности дошкольника, воспитываем уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, поддерживаем у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности. Кроме этого, решаются и задачи музыкального воспитания дошкольников: обогащение музыкальных впечатлений, совершенствование навыков в пении и движениях под музыку, развитие творческих способностей, активности и самостоятельности, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Деятельность в рамках работы клуба делится на два этапа: предварительная работа и непосредственно заседания клуба. Вначале был разработан перспективный план клуба «Семейный очаг». На первом этапе подбираю художественную литературу, беседую с детьми на заданную тему, для родителей оформляю музыкальный уголок с информацией о предстоящей встрече. Хлопоты о подготовке заседания клуба для ребенка и родителей не менее важны, чем сам вечер. От предвкушения радостных событий, ожидания встречи с друзьями ребенок переживает, по выражению Антона Семеновича Макаренко, «завтрашнюю радость».
Немаловажное значение имеет и личная ответственность малышей и родителей за какую – либо часть праздника. Вместе мы готовим костюмы, декорации, распределяем роли, изучаем музыкальный материал.
Второй этап – это непосредственно встреча детей и родителей в клубе «Семейный очаг». Это может быть и музыкальная гостиная, и развлечение, праздник «Покрова»,» «Кузьмы-Демьяна», «Катерины-санницы», «Рождество», «Крещенские посиделки» и т.д., концертное выступление и многие другие. В ходе совместных «посиделок» дети и родители знакомятся с бытом русского народа, народными песнями, танцами, играми, обычаями, традициями. А завершаются встречи семейного клуба традиционным чаепитием из самовара, беседами в неформальной обстановке.