Актуальность
В России в настоящее время большое внимание уделяют вопросам воспитания. Очень важно восстановить преемственность поколений, сформировать нравственные устои, патриотизм.
В обычной жизни, в семье, на улице - детей сопровождают современные мелодии, современной музыкой, которая не всегда является примером хорошего вкуса. Особенно значимой сегодня является задача привить дошкольникам любовь и интерес к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Выполнить эту задачу поможет знакомство с народным искусством, народной культурой, фольклором. Всем известно, что фольклор - источник знаний об окружающей действительности, о человеке, о нравственных нормах, добре и зле, средство познания лучших образцов народной песни. Фольклор учит видеть мир глазами своего народа.
Как заинтересовать родителей воспитанников в активном сотрудничестве с педагогом? Можно использовать инновационные методы и современные технологии. В условиях реализации ФГОС ДО большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, как активными участниками образовательного процесса. Для воспитания детей, формирования духовно-нравственных качеств и их социализации необходимо полное взаимопонимание, доверие и активное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Такой инновационной формой взаимодействия является создание семейного клуба. Семейный клуб – это многообещающая форма работы с родителями, учитывающая актуальные вопросы семей воспитанников и способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процеcса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
В нашем детском саду хорошей традицией стала работа семейного клуба. Любую задачу дошкольного воспитания невозможно успешно решить без тесного взаимодействия с родителями. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Поэтому возникла идея — создать клуб «Семейный очаг», чтобы приобщить не только детей, но и их родителей к истокам народной культуры.
Проблема:
- Утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству, его традициям и культуре.
- Воспитанники детского сада недостаточно знают русские народные песни, заклички; не имеют представления о традициях своего народа, русских народных инструментах; не знают элементов русских народных танцев; недостаточно проявляют творческую активность при исполнении фольклорных произведений.
Цель проекта: Приобщить детей и родителей к истокам русской народной культуры, познакомить с народными праздниками, традициями, фольклором как основой воспитания подрастающего поколения.
Этапы проекта
I этап (подготовительный)
1. На первом этапе был проведен мониторинг выявления уровня знаний детей о народном творчестве, фольклоре, народных праздниках и традициях по критериям:
проявление интереса к изучению русской народной культуры,
использование в речи потешек, пословиц, поговорок, закличек,
представление о народных песнях, элементах народных танцев,
проявление творческой активности при исполнении фольклорных произведений.
Итоги мониторинга показали следующее: с низким уровнем выявлено 23% детей, со средним уровнем - 47% детей, с высоким уровнем -30%.
Также было проведено анкетирование родителей, в результате которого было выявлено их отношение к русскому народному творчеству.
2. Подобрана методическая и художественная литература о русском народном творчестве, иллюстраций, дидактических пособий.
З. Отработана схема взаимодействия со специалистами детского сада
По результатам диагностики были поставлены задачи для детей, родителей и педагогов.
Задачи для детей:
1.Развивать познавательный интерес через знакомство с песенным фольклором и народными инструментами.
2.Совершенствовать исполнительские навыки в пении и музыкально-ритмических движениях.
3.Закреплять умения детей исполнять на народных инструментах несложные народные песни и мелодии.
4.Воспитывать уважение к национальному наследию, культуре родного края.
5.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
6.Познакомить детей и родителей с народными праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Задачи для педагогов:
1. Создать условия для реализации проекта «Народное искусство».
2. Совершенствовать модель взаимодействия с детьми;
3. Разработать модель взаимодействия со специалистами детского сада.
4. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности
Задачи для родителей:
1. Расширять представления родителей о значении народного творчества для духовно- нравственного воспитания детей.
2. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Были спрогнозированы ожидаемые результаты проекта для всех участников проекта.
Для педагогов:
1.Создан уголок народного творчества, уголок литературы о народном творчестве, дидактические пособия.
2.Систематизирован материал по теме «Народное искусство, народная культура».
3.Разработана модель взаимодействия со специалистами.
4. Оптимизация сотрудничества с родителями
Для детей:
1. Дошкольники знают и исполняют русский народный песенный фольклор: песни, прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки.
2. Дети имеют представление о народных праздниках, русских народных инструментах.
3. Выразительно передают образ в русской народной игре, в инсценировке песен.
4. Проявляют инициативу и самостоятельность в выборе песенного фольклора.
Для родителей:
1. У родителей сформирована потребность в совместной творческой деятельности.
2. Родители имеют более глубокие представления о народном искусстве и его воспитательном потенциале.